Рабочая программа творческого объединения Краеведение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гремяченская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

Директор школы:

__________ Е.П.Хрячкова

___________ Н.Н.Дедова
Приказ № 51 от 31.08.2020

31.08.2020

Рабочая программа
творческого объединения
«Краеведение»
ФГОС НОО
1 класс

Учитель: Петелина Татьяна Ивановна

2020г.

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта
начального
общего
образования на основе авторской программы «Краеведение» Обуховой Л. А.,
Махиной Н. С.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному
краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих
её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные,
экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие
состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее
эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды
обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных
взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на
эмоциональном, но и рациональном уровне. На занятиях школьники познакомятся
с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.
Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск
стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов,
инсценирование сказок, заучивание стихотворений.
Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об
истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве
родного края, формирование осознанного патриотического чувства, основанного
на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом
исторического пути народов Воронежского края.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство
уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и
старшее поколение.
Место учебного курса в учебном плане.
На изучения курса «Краеведение» в 1 классе МКОУ «Гремяченская ООШ» на
2020-2021 учебный год в соответствии с Федеральным базисным учебным планом
и согласно годовому календарному графику начальной школы отводится 1 час в
неделю, всего 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и
социальной действительности;
 познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
 основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и


историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
 ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие
этических чувств как регуляторов моральных норм;
 эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
культурой города и края.
 При достижении метапредметных результатов у школьника будут
сформированы
следующие
УУД
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов;
 различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими
субъектами социализации;
 оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые
коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
 осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в
том числе с помощью ИКТ;
 выражать речь в устной и письменной форме;
 проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений,
устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;



записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций
всех участников;
 точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения действий;
 осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.


Содержание курса
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего
своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования
нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о
том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни
каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе

обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и
настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует
обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями
бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к
дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.
Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке
перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях
родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных
средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем
сердцем и душой. Содержание занятий поможет младшему школьнику овладевать
необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с
различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой),
исследовательским методом; сформирует чувство гордости и уважения к истории и
современности Воронежского края, позитивные установки для решения
экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны,
своего региона, своей местности; воспитает у детей желание к совместной
деятельности.
1 класс.(33часа)
«Маленькие Россияне» - 33ч
Вводная беседа .
Знакомство с работой кружка. Краеведение - наука об изучении родного края.
Мой дом .
За что я люблю свой дом. Моя семья. Мой дом - моя крепость, выставка
рисунков, правила дружных жильцов. Загадки о жилище. Улицы, на которых мы
живём. Дом будущего.
Природа моего края.
Неживая природа.
Реки моего города: Воронеж, Дон. Рельеф. Полезные ископаемые.
Растительный и животный мир моего города.
Растительный мир. Животный мир. Что растет на улицах нашего села ( города).
Кто живёт в парках нашего города. «Красная книга» нашего города ( села) .
Правила бережного отношения к природе.
Вот какой он – наш город.
История создания нашего города
Экскурсия в краеведческий музей. Посещение библиотеки.
Улицы нашего города
Военное и историческое прошлое в названиях улиц города. Экскурсия. Проект
«Улица, где я живу»

Учреждения нашего города.
Сельская и Районная Администрации. Хлебозавод.
школы. ДШИ. Пожарная часть.

Больница. Детский сад,

Памятные места нашего города
Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и
культурные памятники.
Экскурсии к мемориальному комплексу .
Ими гордится наш город.
Земляки – Герои Советского Союза. Герои Труда. Встречи с интересными
людьми города ( села).
Культурная жизнь моего города.
Общегородские праздники. Ярмарки в моем городе. Концерты. Спектакли.
Подведение итогов

Календарно-тематическое планирование по курсу « Краеведение» на 20202021 уч. год , 1 час в неделю, всего 33ч.
№

Содержание

Количество
часов
1
1
1
1
1

Дата
план
факт
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10

1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие.
Экскурсия «Дорога от школы до…».
Загадки о жилище.
За что я люблю свой дом.
Улицы, на которых мы живём.

6

Дом будущего

1

08.10

7.

Дом будущего (творческая работа).

1

15.10

8

Природа моего города.

1

22.10

9

Природа моего города. Экскурсия.

1

12.11

10
11

Что растет на улицах нашего села.
Что растет на улицах нашего города.

1
1

19.11
26.11

12

Животный мир.

1

03.12

13

Животный мир.

1

10.12

14
15

Экскурсия в краеведческий музей. Животный мир.
Кто живёт в парках нашего города.

1
1

17.12
24.12

16

Правила бережного отношения к природе.

1

14.01

17
18.

«Красная книга» нашего села. .
«Красная книга» нашего города. .

1
1

21.01
28.01

19

История создания нашего села.

1

04.02

20

Посещение музея.

1

11.02

21

Улицы нашего села, города.

1

25.02

22

Беседа « Как вести себя на улице»

1

04.03

23
24
25
26
27

1
1
1
1
1

11.03
18.03
01.04
08.04
15.04

28.
29
30
31

Рисунок «Улица, где я живу»
Больница. Пожарная часть.
Детский сад, школы, ДШИ
Памятные места нашего города.
Правила поведения на улице и в местах, где находятся
исторические и культурные памятники.
Ими гордится наш город.
Земляки – Герои Советского Союза.
Культурная жизнь моего города.
Общегородские праздники.

1
1
1
1

22.04
29.04
04.05
13.05

32

Ярмарки в моем городе. Концерты. Спектакли.

1

20.05

33

Подведение итогов
Итого:

1
33ч

20.05

Список обучающихся

Фамилия Имя Отчество
Баранникова Анастасия Денисовна
Благодарев Савелий Юрьевич
Борзунова Александра Ивановна
Булгакова Елизавета Владимировна
Воротникова
Александра
Алексеевна
Грошев Михаил Александрович
Добросоцких Полина Олеговна
Дунаева Виктория Владимировна
Кульнева Вера Юрьевна
Купаев Антон Станиславович
Куракина Екатерина Игоревна
Ласукова Вероника Викторовна
Панков Данил Иванович
Попов Виктор Андреевич
Сажин Артем Антонович
Финк Дарья Дмитриевна
Чекарев Александр Сергеевич
Чиликина Ярослава Ивановна

Класс
1
1
1
1
1

Дата рождения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.08.2013
26.09.2012
23.07.2013
04.11.2013
26.08.2014
12.11.2013
20.06.2013
04.07.2013
14.02.2014
19.09.2013
20.07.2014
11.01.2014
05.09.2013

13.06.2013
15.03.2014
26.02.2014
23.09.2013
15.01.2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.05.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(47371)93-5-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».