Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гремяченская основная общеобразовательная школа» «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор школы: __________ Е.П.Хрячкова ___________ Н.Н.Дедова Приказ № 51 от 31.08.2020 31.08.2020 Рабочая программа творческого объединения «Мастерская сувениров» ФГОС НОО 4 класс Учитель: Хрипункова Елена Геннадьевна 2020 г. Пояснительная записка Программа творческого объединения «Мастерская сувениров» реализует художественноэстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 8-10 лет в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Актуальность выбора определена следующими факторами: Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Внеурочная деятельность «Мастерская сувениров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов. Задачи: -научить детей основным техникам изготовления поделок; -развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности; -воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность; -привить интерес к народному искусству; -обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов; -организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества. Связь содержания программы творческого объединения с учебными предметами Связь занятий «Мастерская сувениров», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия творческого объединения и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), 2 изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественноэстетического вкуса и др.). Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Особенности реализации программы: Программа предусматривает проведение занятий в различной форме: - по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная; - по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль; - по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий. На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Место программы творческого объединения в учебном плане. 3 1 раз в неделю, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы. Планируемые результаты освоения творческого объединения Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; 4 устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Предметные результаты развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией. Содержание творческого объединения 4 класс Вводное занятие(2 ч). Проведение вводного инструктажа. Правила по технике безопасности.Соблюдение порядка на рабочем месте. Работа с пластилином (12 ч). Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). Работа с бумагой и картоном (30 ч). Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки). Изготовление пенала. Изготовление пенала (с использованием пластмассовой бутылки).Изготовление шкатулки-сувенира. Игрушки из пластмассовых бутылок. Работа по замыслу детей. Работа с бисером (4 ч). Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Плетение браслетов. Плетение колец. Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений). Плетение кулонов. Ажурные браслеты. Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях). Плетение одной нитью. Плетение в две нити. Плетение жгута. Плетение крестиком. Плетение столбиком. Плетение салфетки из бисера и другое. Работа по замыслу детей. Работа с тканью и нитками (12 ч). Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала). Работа с бросовым материалом (6ч). Уметь работать с бросовым материалом. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. Конструирование дома для сказочных героев. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластиковых бутылок. 5 Итоговое занятие (2 ч). Подведение итогов. Оформление выставки. Календарно-тематическое планирование творческого объединения «Мастерская сувениров» № Содержание учебного материала Дата урока план факт 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы 02.09 кружка. 2. Знакомство с инструментами для работы с 09.09 пластилином. История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. 3. Лепка из пластилина: Лепка рыбки, «Звездное 16.09 небо». 4. Лепка из пластилина: Бабочка. Лепка ёжика. 23.09 5. Лепка из пластилина: Игрушка «Нарядная елочка». 30.09 6. Пластилиновая аппликация на картоне «Пришла зима». Аппликация « Корзина с цветами» (подарок маме). Пластилиновая аппликация из картона с использованием природного материала. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по Т/ Б. 07.10 10. Аппликация «Морские жители». 18.11 11. 25.11 11. Картина «Золотая рыбка в море» из треугольников. Изготовление карнавальных масок. 12. Изготовление елочных гирлянд, игрушек. 09.12 13. Изготовление поздравительных открыток к Новому году. 16.12 14. Панно в мозаичной технике с использованием бумаги, яичной скорлупы и крупы: «Бабочка» 23.12 15 Панно в мозаичной технике с использованием 13.01 бумаги, яичной скорлупы и крупы: «Сердечко» 16 Панно в мозаичной технике с использованием бумаги, яичной скорлупы и крупы: «Сердечко» 17. Панно в мозаичной технике с использованием бумаги, яичной скорлупы и крупы: «Рыбка» 7. 8. 9. 14.10 21.10 11.11 02.12 20.01 6 18. Панно в мозаичной технике с использованием бумаги, яичной скорлупы и крупы: «Черепаха» 27.01 19. Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики Плетение бисерной цепочки. Аппликация из бисера по замыслу обучающихся. 03.02 21. Знакомство с наперстком. Знакомство с видами швов «через край», «петельный шов». 17.02 22. Выполнение аппликации из ткани «Берег реки». 24. 02 23. Выполнение аппликации трикотажными нитками «Ваза с цветами». 03.03 24. Выполнение аппликации из разных материалов 10.03 «Веселая обезьянка». Выполнение аппликации из разных материалов 17.03 и геометрических фигур «Чебурашка». Конструирование дома для сказочных героев. 31.03 20 25. 26. 10.02 27. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. 07.04 28. 29. 30. Игрушки из пластиковых бутылок. Лепка «Яхта» Лепка игрушек 14.04 21.04 28.04 31. 32. Рисование на тему «Скоро лето» Рисование-лепка «Мы на речке» 05.05 12.05 33. Выставка творческих работ 19.05 34. Выставка творческих работ 7 Список обучающихся Фамилия, имя, отчество учащихся Большаков Вячеслав Сергеевич Булгаков Ярослав Владимирович Вахтина Виктория Викторовна Кульнева Надежда Юрьевна Ласукова Валерия Викторовна Праслов Кирилл Геннадьевич Пучнин Иван Дмитриевич Скляренко Глеб Андреевич Дата рождения 15.11.2010 11.02.2010 30.09.2010 05.02.2010 28.12.2009 09.02.2010 22.09.2010 20.06.2010 Класс 4 4 4 4 4 4 4 8