Рабочая программа творческого объединения Удивительные растения и животные

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гремяченская основная общеобразовательная школа»

«Утверждаю»
Директор школы
__________ Н.Н.Дедова
Приказ №51 от 31.08.2020

«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________Е.П.Хрячкова
31.08.2020

Рабочая программа
творческого объединения
«Удивительные растения и животные»
ФГОС ООО
6 класс

Учитель: Жеребятьева Марина Юрьевна

2020г

Пояснительная записка
Рабочая программа творческого объединения «Удивительные растения и
животные» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа опирается на следующий учебно-методический комплект:
1. Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Игры и проекты. Ярославль.
«Академия развития»,2005 г.
2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. « Нестандартные и интегрированные
уроки». М.: Вако, 2017 г.
3. Плешаков А.А. Атлас-определитель « От земли до неба».М.: Просвещение, 2018 г.
4. Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2017 г.
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности
духовно-нравственному направлению в 6 классе, направлена на формирование готовности
обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного
отношения к знанию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и
объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека,
состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социальноисторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России,
передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях.
Школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период
закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно
относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и
материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает
понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на
практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания школьников
является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,
экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство
интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с
практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила
непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и
краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природаобщество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот
уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как
личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного
социального
действия
при
включении
обучающихся
в
самостоятельную
исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития
интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
2

исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической
культуры.
Задачи программы:
• формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,
общества и человека;
• формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
• формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей
(способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и
институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
• воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
• развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам;
• развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования
от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
• развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления
к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
• развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
• развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
• формирование представлений о природе как универсальной ценности;
•изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
•развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
• развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как
метод познания, научные методы);
• формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
•вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего
природного окружения.
Место творческого объединения в плане внеурочной деятельности
Согласно годовому календарному учебному графику школы на 2020–2021
учебный год, рабочая программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих
возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными
средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.);
3

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания не-обходимости
сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство
необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок;
представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих
возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание
необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая
успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов;
интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и
социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность
учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и
умений; установление связи между учением и будущей профессиональной
деятельностью).
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,
оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня
личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для
детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения
поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также
понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц,
диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об
экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий
между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира
живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды
под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых
для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование
элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и
правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на
пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
4

- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные
образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о
зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от
факторов окружающей среды.
Содержание учебного курса.
Введение. 1час
Жизнь на Земле. Проведение инструктажей по технике безопасности при
проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой
Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и
животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания
Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме.
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена
естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности –
численность травоядных – численность хищников).
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных
Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни
динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных
видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения
вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной
книги».
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для
нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и
транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его
пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние
городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о
будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ
жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как
устроены экологические системы
Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых
понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом
элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы.
Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных,
человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и
созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения —
производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные.
5

Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о
пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель
природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из
наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система.
Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня
— экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и
различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на
примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов,
входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных
ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и
духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и
отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы (20 ч).
Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения
планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и
промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы
становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные
экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение
природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем
(на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых
отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов.
Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование,
вторичная переработка.
Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные
территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Тема 7. «Удивительная биология»
Тема 8. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп.
Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с
микроскопом.
Тема9. Клетка – структурная единица живого организма(3 ч)
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение
препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение растительной клетки.
Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их
изучение под микроскопом.
Тема10. Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.(6ч)
Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.
Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и
изучение их под микроскопом. Поиск информации. Приготовление питательной среды
для
выращивания
микроорганизмов.
«Посев»
микроорганизмов.
Изучение
бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая,
туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.

6

Календарно-тематический план творческого объединения 6 класс
№
урока

Содержание учебного материала

Дата
план
факт.

Введение (1ч).
1.

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

03.09.

Жизнь животных (4 ч).
10.09
17.09

4.

Динозавры – вымерший вид животных
Практическая работа: «Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?»
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

5

Лес — кормилец и врачеватель

01.10

6

Зависимость города от окружающей его среды

7

Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.

2.
3.

24.09

О городах и горожанах: человек в городе (2 ч).

8

08.10

15.10
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
экологические системы (6ч).
Разнообразие систем. Биологические системы.
22.10
05.11

10

Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные
экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме.

11.

Практическое занятие: Моделирование экосистем.

19.11

12.

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.

26.11

13.

Влияние человека на природные экосистемы.

03.12

9

12.11

Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические
проблемы (4 ч).
Глобальные экологические проблемы
10.12
14
15

Пути решения экологических проблем

17.12

16

Охраняемые природные территории и объекты

24.12

17

Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к
окружающей среде.

14.01

18

Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

21.01

19

Легенды о цветах

28.01

20

Викторина «Час цветов»

04.02

21

Где прорастут семена?

11.02

22

Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями

18.02

Удивительная биология (7ч)

7

23

Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов»

25.02

24

Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений»

04.03

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. (2ч)
25

Методы изучения биологических объектов.

11.03

26

Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила
работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом

18.03

Клетка – структурная единица живого организма(3 ч)
27

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты.

01.04

28

Изучение растительной клетки.

08.04

29

Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка»

15.04

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.(6ч)
30

Колонии микроорганизмов

22.04

31

Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.

29.04

32

Питательные среды для выращивания микроорганизмов.

06.05

33

Практическое занятие. Изучение бактериологического состояния разных
помещений школы

13.05

34

Польза и вред микроорганизмов.
Влияние физических и химических факторов на рост и развитие
микроорганизмов.

20.05

35

Итоговое занятие.

27.05

8

Список обучающихся
Фамилия Имя Отчество
Барышников Вячеслав Юрьевич
Беляев Георгий Алексеевич
Грошев Андрей Александрович
Дедова Инна Сергеевна
Пожидаева Елизавета Витальевна
Попов Вадим Сергеевич
Резниченко Сергей Сергеевич
Ярчиков Роман Сергеевич
Шишова Ангелина Алексеевна

Класс
6
6
6
6
6
6
6
6
6

Дата рождения
10.02.2009
14.09.2008
12.12.2007
18.11.2007
24.08.2008
23.08.2009
27.08.2008
27.07.2008
09.09.2008

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.05.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(47371)93-5-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».