Рабочая программа творческого объединения Юный патриот

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гремяченская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

Директор школы:

__________ Е.П.Хрячкова

___________ Н.Н.Дедова

31.08.2020

Приказ № 51 от 31.08.2020

Рабочая программа
творческого объединения
«Юный патриот»
ФГОС HОО
3 класс

Учитель: Сахарова Раиса Митрофановна

2020г.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса “Юный патриот” составлена на
основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского.
– М.: Просвещение, 2015. – 111с.(Стандарты второго поколения), в соответствии с
Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С
учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации”.
Цель программы: пробуждение у школьников интереса к истории и культуре своего
народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических
чувств, любви к своей семье, своей малой и большой Родины, углубление знаний о ВОВ и
её героях
Задачи по патриотическому воспитанию:
Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего
села, родного края, расширить представления о культурных, политических,
экономических особенностях России.
 Сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее
выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
 Воспитать уважение к старшим, участникам военных действий , ветеранов ВОВ, а так
же интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа, их
традициям.
 Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
 Сформировать
внутреннюю
потребность
личности
в
постоянном
самосовершенствовании.
 Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в
современной действительности;
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и
культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании
чувства любви к малой и большой Родине.


Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия
и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, России.
Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко
всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к
предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и
потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили
воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования
2

чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционного российского патриотического сознания.
В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи.
Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает
свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное
воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По
использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня
практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и
передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания
реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований.
Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном
возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не
приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не
приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем
будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и
физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и
помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно
определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость
изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной
личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических
связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания
личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей,
бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают
понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного
края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств
следует проводить через осознание ребенком
причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание
своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического
наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций,
приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения,
сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться
современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви,
знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит
определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне
представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностногражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
3

Воспитание патриота своей страны – одно из главных условий национального
возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение
к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из
основополагающих принципов государственной политики в области образования,
закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо
использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры,
верности духовным традициям России.
Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином
России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой
цивилизации. В рамках программы рассматривается понятие патриот как человек,
преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа включает
4 блока («Мой дом, моя семья», «Школа – мой второй дом», «Моя малая Родина»,
«Моя Родина-Россия»), связанных между собой логикой формирования патриота
Родины.
Принципы:
 системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности
обучения;
 научность: соблюдение логики изложения материала включающего современные
научные знания;
 доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и
их развитию;
 наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
 деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
 активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик
обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение
опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
 прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы
итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и
подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение
технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
 принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление
свободы выбора учащимся, создание атмосферы раскованности и талантливости,
умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские,
практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением
готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им
соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация
презентаций, слайд-шоу. Большое внимание уделяется практическим работам, например:
приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи,
составить альбом по определённой теме и т.д.
4

Направления работы:
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в
поведении обучающихся.
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания,
наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик
и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание
уровня воспитанности обучающихся.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, села, географических объектов, ВОВ; прошлое,
настоящее и будущее родного края, страны;
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края;
природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения,
жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Культура: народные обычаи родного края; писатели и художники, знаменитые люди,
памятники архитектуры, достопримечательности.

Место курса в учебном плане
На изучение курса « Юный патриот» в 4 классе МКОУ «Гремяченская ООШ» на
2020-2021 уч. год в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно
годовому календарному графику начальной школы отводится всего 34часа (1 ч в
неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения программы творческого объединения «Юный патриот» у
обучающихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
 Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
частной задачи;
 Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
 Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры
родного края, народа;
 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
5

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 Оценивать правильность выполнения действия;
 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
 Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
 Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
 Проводить самостоятельно наблюдения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 Формулировать собственное мнение и позицию;
 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 Задавать вопросы;
 Адекватно
использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Содержание курса.


Программа курса «Юный патриот» включает в себя четыре блока:





Мой дом, моя семья»
Школа – мой второй дом
«Моя малая Родина»
«Моя Родина-Россия»
1

блок. «Мой дом, моя семья».

Задачи: - воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
-формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей,
воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи
школы и семьи в интересах развития ребенка.
2

блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к
сочетанию личных и общественных интересов, к созданию
атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, дисциплину и культуру поведения;
6

- развивать познавательную активность;
-вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни
человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”,
выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе,
поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к
другу.
3

блок. «Моя малая Родина»

Задачи: - формировать представления о специфике села, об истории села;
- приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных
общественных инициативах;
- воспитывать гордость, любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям;
-воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважение к его историческому
прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
- ознакомление учащихся с многообразной флорой и фауной.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание
своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к
прошлому и настоящему своей малой Родины.
4






блок. «Моя Родина - Россия»
Задачи:

формировать представления об истории родного края, о культурных, политических,
экономических особенностях своей страны (России); обогатить детей знаниями,
раскрывающими прошлое страны.
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа
России.
воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родной стране,
осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её
историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Заповеди по патриотическому воспитанию
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
7

ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО
НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

8

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Содержание учебного материала

Форма
проведения

Дата
план

факт

Мой дом, моя семья
1

Анкета «Что я знаю о своём селе»
Мои родные. Моя семья

2

Мое имя и
фотографии.

3

фамилия.

Праздник
фото вернисаж

История

02.09

одной поисковое
задание

09.09

Мой прадедушка герой войны.

сообщение

16.09

4

Дети –герои ВОВ. (Маленькие герои ВОВ.)

беседа

23.09

5

Поздравление бабушек и дедушек с Днем игра
пожилого человека

6

Песни военных лет. Произведения о ВОВ.

Выставка
07.10
художественной
литературы.
Беседа

7

Мои обязанности в семье

беседа

14.10

8

Моё село, мой двор.

открытка

21.10

9

Великая Отечественная война в истории сообщение
моей семьи

30.09

11.11

«Школа – мой второй дом»
10

История школы. Знаменитые
выпускники нашей школы.

люди

– Праздник,
экскурсия

11

Традиции школы. Знаменитые земляки. беседа, собрание 25.11
Встреча
с
известными
земляками. для родителей
Поздравление с Днем героев Отечества

18.11

«Моя малая Родина»
12

Удивительное имя нашего села.

рисунки, легенды 02.12

13

Характер села. Село владеет культурными беседа
богатствами и героями ВОВ(художники,

09.12

9

поэты, музыканты,
афганцы.)

певцы,

герои

15

Посещение сельской библиотеки

16

В час великих испытаний.

ВОВ,
экскурсия

16.12
23.12

« Моя Родина-Россия.»
17

«С чего начинается Родина». «Большая беседа
Родина»
–
страна.
Географическое
положение. Вводное занятие. История
появления символов.

13.01

18

Город –герой Москва.
Сталинградская битва.

20.01

19

Из бабушкиного сундука

20

Ветераны
«горячих»
точек.
Русские беседа
полководцы. Маршал Советского Союза Г. К.
Жуков

03.02

21

История
создания
района.
рассказывают названия сел.

10.02

22

Встреча с ветераном Великой Отечественной встреча, беседа
войны

17.02

23

Основные
достопримечательности
: экскурсия
памятники,
музеи,
старинные
дома.
Экскурсия к памятнику «Воину – солдату».

24.02

24

Из истории городов

поисковое
задание

03.03

25

Заповедные места России

беседа

10.03

26

Величие подвига народа-победителя в ВОВ.

беседа

17.03

27

Курская дуга.

Беседа, рассказ, 31.03
презентация,
просмотр
фильма.

28

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

29

Многонациональная
Государственные праздники

Россия. Беседа

14.04

30

… «Это нужно не мертвым, это нужно беседа
живым».

21.04

31

Что мы покажем гостям

28.04

Дорога

жизни,
фольклорные
посиделки, игра

О

чём беседа,
поисковое
задание

оформление

27.01

07.03

10

уголка
32

Святыни России.
Геральдика.

Памятные

знаки

. Видео
- 05.05
экскурсия в храм,

33

Знакомство с произведениями литературы и чтение
искусства знаменитостей нашей страны
произведений,
театрал.
представления

34

Анкетирование «Край родной, я горжусь Викторина,
19.05
тобой»
итоговое занятие

12.05

Список учащихся.

Фамилия,
учащихся

имя,

отчество класс

Анохин Юрий Евгеньевич
Бобровский Кирилл Георгиевич
Бондарь Андрей Сергеевич
Борзунова Юлия Ивановна
Иванова Дарья Александровна
Кульнева Кристина Юрьевна
Купаев Илия Станиславович
Лунин Роман Андреевич
Мазалов Андрей Владимирович
Попов Василий Андреевич
Скляренко Варвара Андреевна

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Год рождения
23.05.2011
20.05.2011
12.03.2012
06.07.2011
28.12.2011
12.11.2011
23.01.2012
30.01.2011
11.08.2011
01.06.2011
18.09.2011

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.05.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(47371)93-5-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».