Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гремяченская основная общеобразовательная школа» «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ Е.П.Хрячкова 31.08.2020 «Утверждаю» Директор школы: ___________ Н.Н.Дедова Приказ № 51 от 31.08.2020 Рабочая программа творческого объединения «Я и Мы» ФГОС ООО 7 класс Учитель: Шишкина Вера Николаевна 2020 г. Пояснительная записка. Рабочая программа творческого объединения «Я и Мы» разработана на основе следующих нормативных документов: - Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; - Основной образовательной программы МКОУ «Гремяченская ООШ» - В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа творческого объединения «Я и Мы» опирается на - Программу «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе»). О.В. Хухлаевой (М.: Генезис, 2017 г.) Программа внеурочного курса «Я и Мы» предназначена для учащихся 7 класса. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так и индивидуальные формы работы, а также работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей обучающихся. В основе творческого объединения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; - учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; - обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Целью данной программы является помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. Для достижения поставленных целей необходимо в процессе обучения решать следующие задачи: 1. Создать условия для осознания каждым членом группы уникальности собственной личности, средств реализации межличностного общения посредством актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок. 2. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь. 3. Содействовать формированию эго-идентичности через предоставление подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усиление «Я» на основе самоутверждения в подростковой среде – с другой. 4. Способствовать расширению самосознания. 2 5. Способствовать развитию способности к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении со сверстниками. 6. Способствовать развитию и формированию умения социальной рефлексии и самодиагностики, навыков самоанализа и анализа внешней информации. Место предмета «Я и Мы» в учебном плане Программа творческого объединения «Я и Мы» для учащихся 7 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС). Возраст учащихся: 13-14 лет. Методы и приемы, используемые при изучении программы : 1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями. 2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте. 3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать. 4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального мышления. 5. Использование терапевтических метафор (тематические сказки) с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя. 6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях. 7. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. Формы проведения занятий: -индивидуальная работа; -работа в паре; -групповая работа; -коллективная работа. Содержание программы внеурочного кружка «Я и Мы» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний. Личностные, метапредметные и предметные результаты Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы; осознавать свои личные качества, способности и возможности; осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; 3 овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; научиться контролировать собственное агрессивное поведение; осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки; учиться прогнозировать последствия собственных поступков. Регулятивные УУД: планировать цели и пути самоизменения; уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности; определять и формулировать цель совместной работе. Познавательные УУД: учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе; планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности; адекватно воспринимать оценки учителей; уметь распознавать чувства других людей; обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни; уметь формулировать собственные проблемы. Коммуникативные УУД: учиться строить взаимоотношения с окружающими; учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации; учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других; учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями; формулировать свое собственное мнение и позицию; учиться толерантному отношению к другому человеку. 4 Календарно-тематическое планирование. № урока Содержание учебного материала Дата план 1. Я повзрослел. 03.09 2. Я повзрослел. 10.09 3. 4, У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек? 17.09 24.09 5. Как звучит агрессия? 01.10 6, Конструктивное реагирование на агрессию 08.10 7. Конструктивное реагирование на агрессию. 15.10 8. 22.10 10 Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Учимся договариваться 12..11 11. 12. 13, Учимся договариваться. Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники уверенности в себя 19..11 26.11 03.12 14 15. Источники уверенности в себя Какого человека мы называем неуверенным в себе? Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я становлюсь увереннее. 10 .12 17 .12 9 16 17. факт 05.11 24.12 14.01 5 18 Уверенность и самоуважение. 21.01 19 Уверенность и самоуважение. 28.01 20 21 22 23 04.02 04.02 11. 02 25.02 27 Уверенность и уважение к другим. Уверенность в себе и милосердие. Уверенность в себе и непокорность. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Конфликты в школе, дома, на улице Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. 28 Конструктивное разрешение конфликтов. 29 Конфликт как возможность развития. 30 Конфликт как возможность развития. 31. 32. Готовность к разрешению конфликта Что такое ценности? 22. 04 29.04 06.05 33. 34. 35. Ценности и жизненный путь человека. Мои ценности. Заключительное занятие. Игра 13.05 20.05 27.05 24 25 26 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 6