ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МКОУ «Гремяченская ООШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. При разработке плана использовались следующие документы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (9ст.12 п.5,7; ст. 28 п.3.6; ст.34 п.1.3, 1.5, 4; ст.35) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 №1577) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; - Письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Распоряжение Министерства Просвещения РФ «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей» от 12 января 2021 г. № Р-6; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении СанПин 3.1/2.43598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» (зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020, регистрационный номер 58824). Постановление Правительства Воронежской области от 17 декабря 2013 года № 1102«Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие образования"(с изменениями на 22 сентября 2021 года). Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирована с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в рамках МКОУ «Гремяченская ООШ» решает следующие специфические задачи: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; - способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; - ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Программы внеурочной деятельности направлены: - на расширение содержания программ общего образования; - на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; - на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Цели: 2 1. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. 2. Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. 3. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. 4. Развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура. 7. Формирование культуры здорового образа жизни. 8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. Модель организации внеурочной деятельности МКОУ «Гремяченская ООШ» оптимизационная. Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско - краеведческая деятельность. При организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «Гремяченская ООШ» могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования (Гремяченская школа искусств, МКОУ ДОД ДЮСШ) культуры и других организаций. МКОУ «Гремяченская ООШ» организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное и социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. 3 Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. При организации внеурочной деятельности используются регулярные внеурочные занятия (творческие объединения, классные часы) и нерегулярные внеурочные занятия (школьные праздники, смотры, конкурсы, спортивные соревнования и т.д.). Спортивно-оздоровительное направление. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального, основного и среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательных программ школы. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется через следующие формы: Курсы внеурочной деятельности. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. Участие в школьных, районных и областных спортивных соревнованиях. Проведение минуток и часов проблемно-ценностного общения Духовно-нравственное и социальное направления. Цель направлений - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Основными задачами являются: формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; сохранение базовых национальных ценностей российского общества; последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; 4 формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения. Формы реализации направлений: курсы внеурочной деятельности; встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; тематические классные часы; оказание помощи ветеранам ВОВ и труда; конкурсы рисунков; фестивали патриотической песни; акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»; ролевые игры, социальные проекты. Общеинтеллектуальное направление. Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Основными задачами являются: формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий. Формы реализации данного направления: Предметные недели; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Разработка проектов к урокам. Общекультурное направление. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран - цель общекультурного направления. Основными задачами являются: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ эстетической культуры. Формы реализации данного направления: курсы внеурочной деятельности. организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в концертах, конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области. Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся. 5 План внеурочной деятельности 2021-2022 уч. год Основное общее образование (1-4 классы) Направления Спортивнооздоровительное Духовнонравственное и социальное Формы реализации Секция «Русская лапта» Экскурсии Школьные соревнования по Русской лапте День физкультурника Военноспортивная игра «Зарница» Школьные соревнования по настольному теннису Соревнования по лыжным гонкам Легкоатлетический кросс Классный час Неделя добра Классы, количество часов в год 1 2 3 4 35 35 35 35 Акция «Белый цветок» Интеллектуальная эстафета «Символы России» Митинг посвященный освобождению Воронежа 10 10 5 5 3 3 3 3 1 1 1 1 Трудовой десант Классный час Общеинтеллекту Творческое 8 5 8 5 8 5 8 5 4 4 4 4 5 5 5 5 15 15 15 15 4 4 4 4 4 4 4 4 9 10 9 9 9 15 8 33 объединение «Мастерская 6 10 10 15 9 15 9 10 15 9 альное сувениров» Творческое объединение «Краеведение» Творческое объединение «Юный патриот» Творческое объединение «Мастерская сувениров» Участие в предметных декадах 34 34 34 4 4 4 4 Участие в школьных конкурсах, дистанционных олимпиадах 35 35 35 35 Классный час 8 «Ало мы ищем таланты» Весенний марафон Изучение правил пожарной безопасности Изучение правил дорожной безопасности «Умелые ручки» Классный час Конкурс рисунков Традиционные праздники (День знаний, «Осенний бал», «Русский праздник», «День матери», «Новый год», «День защитников Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Праздник Последнего звонка») Всего часов в год/неделю Общекультурное 9 8 9 6 8 10 10 6 7 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 8 8 45 10 8 8 46 10 8 8 46 10 8 8 46 319/8 326/9 7 326/ 9 317/8 Режим организации внеурочной деятельности План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия групп проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерных классах, спортивном зале. Занятия по внеурочной деятельности проводятся учителями, тренерами. Результаты внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. 8 Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся при получении основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. 9