Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

   Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

   Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

К специальным условиям обучения относятся:

·Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.

·Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.

·Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.

·Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.

·Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.

·Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

·Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ реализуем следующие задачи:

·создаём условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса детей;

·совершенствуем методические приемы;

·изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;

·создаем комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;

·создаем условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;

·совершенствуем систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.

Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах.

Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками. 

 зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального и общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя ( законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:

·Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).

·Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.

·Разработка индивидуального образовательного маршрута(ИОМ)

·Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ

·Отслеживание динамики развития ребенка.

·Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.

·Анализ эффективности работы команды специалистов.

·Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).

Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!

·реализует программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

·приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК в соответствии с приказом Минбрнауки Росии от сентября 2013г. № 1082 " Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".


·по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому;

·в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба, работают логопеды и учителя-дефектологи:

групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);

индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

·для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

·в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в кружках и секциях.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом   Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);


Специально оборудованные учебные кабинеты

Оборудовано 2 кабинета начальных классов. Всего 8 кабинетов

Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ -условная ( с дополнительной помощью)Хочу такой сайт

В школе имеются мультимедийные средства, компьютерная техника, аудиотехника ( акустические усилители и колонки).

Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют;

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинетов с оборудованием для проведения практических работ и лабораторных нет. 


Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека расположена в здании школы по адресу: с. Гремячье, ул Ленина,д. 57

Имеются учебники для детей с ОВЗ по адаптивным образовательным программам. 

Комплектование библиотеки специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ОВЗ, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц С ОВЗ не ограничен.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


 Спортивный зал находится в здании школы по адресу: с. Гремячье, ул. Ленина,д. 57. Имеется спортивная площадка. Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности. Объекты спорта приспособлены для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. 

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном процессе в школе используется широкий спектр средств обучения и воспитания:

·                    Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.)

·                    Электронные образовательные ресурсы

·                    Аудиовизуальные 

·                    Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

·                    Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты)

·                    Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

·                    Информационно-техническое оборудование (интерактивные доски, компьютеры, проекционная аппаратура, ноутбуки,  принтеры, сканеры, МФУ, видеокамера, фотоаппарат, микрофоны и др.).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309, на основании материалов, подготовленных при процедуре паспортизации объектов и услуг, утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.

Специальные условия питания

В школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся. В школе обучается один ребенок на дому с ОВЗ. Ему продукты питания доставляются. 

Специальные условия охраны здоровья

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» школа создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья: 

• оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

• организация питания учащихся;Хочу такой сайт

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;Хочу такой сайт

• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;

• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;

• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

  • В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: имеются спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом, баскетболом,  тренажёрное оборудование.
  •     Организация охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. 
  •   Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется специалистами БУЗ «Хохольская РБ». заключен договор с БУЗ «Хохольская РБ» на оказание медицинских услуг; 
  •     Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школа имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети обеспечен всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Доступ к сети интернет обеспечивается оператором связи ПАО "Ростелеком". Качество доступа к Интернет (качество связи) до 50 Мбит/с позволяет школе принимать участие в видеоконференциях, веб-семинарах и других дистанционных мероприятиях, работать с электронными программами.

Для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к образовательным, используются средства контентной фильтрации.

На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение: расширенный (базовый) пакет Microsoft, антивирусная программа.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Название

Ссылка

 Приспособлен для использования инвалидами и лицами с ОВЗ 

 Каталог Российского образовательного портала

 htt://www.school.edu.ru 

Да

 Каталог "Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования"

 http://catalog.iot.ru

Да

 Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

 http://ege.edu.ru

Да

 Школьный портал

 http://www.portalschool.ru

Да

 Каталог детских ресурсов "Интернет для детей"

 http://www.kinder.ru

Учи.ру,   http://mat.1september.ru/,  http://www.proshkolu.ru ,  http://biography.globala.ru/,     http://www.olimpiada.ru,     http://oge..ruhttp://standart.edu.ru/

Да

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

  • Оборудование и технические средства в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг. 
  • Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг - индивидуального обучения/обучения на дому. 

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предусмотрено

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предусмотрено
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».